Зима всем хороша: и пушистым снегом, и покалывающим щеки морозцем, и походами в лес на лыжах, и катанием на коньках под светом гирлянд… Вот только дни короткие и солнечного света мало. Пять месяцев в году мы живем практически без солнца, что решительно вредно для настроения: даже самые большие оптимисты к марту улыбаются все реже. Чтобы избежать депрессий, доктора советуют принимать витамины, а дизайнеры — окружить себя яркими вещами, которые в пасмурные дни будут поднимать настроение и напоминать о лете.
Хозяйка этой квартиры мечтала об интерьере, наполненном светом, цветом и декоративными деталями с пряным восточным «ароматом». «Перед нами заказчица — человек с удивительно тонким вкусом — поставила задачу превратить московскую квартиру в новостройке в залитый солнцем оазис с большими светлыми объемами и яркой отделкой. И обязательно использовать в интерьере обтекаемые формы и чистые, звонкие оттенки, которые ассоциируются с южными странами. Сформулировав цель, она сама деятельно подключилась к процессу, на некоторых этапах став настоящим соавтором» — рассказывает архитектор Юлия Акатина.
Изначальная планировка квартиры подобным метаморфозам только способствовала: внушительная площадь, свободное пространство, большие окна, выходящие на южную сторону, и, что немаловажно, минимальное количество несущих элементов позволяли реализовать практически любые идеи заказчиков. Так и появилась эта четырехкомнатная квартира с изолированными приватными помещениями и большой парадной зоной. Последняя — просторная светлая, наполненная воздухом — объединяет в общее пространство гостиную, кухню-столовую и комнату отдыха, решенную в восточном стиле.
Единственная несущая стена, по сути, изолировала парадные помещения от приватных. Довершила это планировочное решение полукруглая перегородка, отделившая восточную комнату от хозяйской спальни. Именно этот элемент, в форме которого зашифрован образ солнца, и стал основой пластического решения гостевой зоны. В поддержку формы перегородки архитекторы ввели в декор пола и потолка плавные, полукруглые линии, а также спроектировали перегородку сложной ступенчатой формы со сквозными нишами, отделяющую кухню от проходной зоны и остального парадного пространства. Две декоративные колонны со скругленными на манер театральных лож полками обрамляют вход в гостиную и угловой простенок между эркером и лоджией.
Восточный будуар заметно отличается в своем декоративном оформлении от остальной парадной части, решенной в современном ключе. Хозяйка квартиры, увлекающаяся марокканской культурой, мечтала о стилизованном под восточные покои помещении. Правда, характерные приметы «маракеша» требовалось внести деликатно, чтобы в случае необходимости можно было без особенных проблем изменить декор той или иной части квартиры. Поэтому восточная тема в полную силу прозвучала лишь в интерьере будуара, визуально отделенного от гостиной высоким подиумом. Практически половину его площади занимает низкий широкий диван. Лежа на нем удобно пить чай из глиняных чайничков, есть рахат-лукум и курить кальян. «Диван — это два уложенных друг на друга матраса, — рассказывает архитектор. — Поскольку приобрести модель таких больших размеров и столь сложной конфигурации в салонах и текстильных мастерских довольно проблематично, мы с моим бессменным помощником — художником по тканям — сделали их самостоятельно. Заказали на мебельной фабрике самый плотный поролон, вырезали по лекалу два одинаковых матраса и сшили для них разные чехлы: один предельно лаконичный по дизайну из плотного хлопка — для нижнего матраса, и другой, весь расшитый шелковой нитью и богато украшенный декоративными шнурами и лентами — для верхнего». В тон к чехлам дизайнеры подобрали и шелковые шторы — легкие, прозрачные, цвета песка и терракоты они изящно обрамляют окна и максимально пропускают драгоценные солнечные лучи.
Атмосферу восточного дворца поддерживают марокканские светильники с цветными стеклами, стеклярусом и отчеканенной арабской вязью, а также многочисленные столики, вазы, ножи и музыкальные инструменты, привезенные из путешествий хозяйкой квартиры. Богато декорированные азиатские и африканские вещицы украшают не только восточный будуар, но и пространство гостиной, кухни, коридора, заполняя специально для них созданные ниши и полки разных форм и размеров.
Если гостиная воспринимается более сдержанным продолжением восточной комнаты, то кухня удивляет ярким цветовым решением. В ее оформлении доминируют оттенки свежей зелени (натяжной потолок), спелой груши (отделка мебели), созревшей тыквы (плитка на «фартуке»). Глянцевые поверхности (фасады кухонного гарнитура и натяжной потолок) перекликаются с хромированными плоскостями кухонной техники и кажущимися невесомыми стеклянными столешницами и светильниками, превращая это, в сущности, утилитарное помещение в ультрамодное место.
Чтобы три разных по назначению зоны (гостиная, кухня-столовая, комната отдыха) выглядели единым целым, автор проекта объединила их единообразной отделкой полов и стен. Стремясь сохранить максимум света в помещении, она делает ставку на пастельную палитру. Так, стены во всех зонах выкрашены краской цвета слоновой кости с перламутровым напылением. Благодаря ее жемчужным частицам в зависимости от освещения поверхности стен меняют свой оттенок, становясь то молочно-белыми, то ванильными, то розоватыми. Но всегда яркими, светящимися, будто освещенными солнцем… На этом слегка переливающемся фоне эффектно выделяются полукруглые полки-колонны, отделанные декоративной штукатуркой. Ее рельефная фактура напоминает хвосты взлетающих вверх комет, а чтобы усилить этот эффект, поверхность полок покрыли перламутром. Полы, покрытые контрастной паркетной доской двух видов (беленого дуба и венге), визуально увеличивают размеры и без того немалой парадной части. Причем чередование темных и светлых плоскостей образует абстрактный рисунок: смелый, крупный, с округлыми линиями, прекрасно гармонирующими с конфигурацией общественной зоны.
Выбранная в парадной части идея декорирования продолжается и в оформлении проходных помещений — прихожей, коридоре и холле приватной зоны. Здесь та же черно-белая абстрактная графика на полах, тот же эффектно бликующий перламутр на стенах и непременно яркие декоративные акценты — небольшие стеклянные панно, похожие на миниатюрные фрагменты работ великого гения цвета Анри Матисса. Витражи выполнены в одной из самых старейших технологий обработки стекла — технике фьюзинг. Фьюзинг (с англ. fusing — нагрев, плавка, оплавление, спекание) — это спекание нескольких разных по цвету и форме осколков стекла в одно изделие. Главная особенность такой технологии в том, что при правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, она позволяет достичь великолепного визуального эффекта и высокой прочности декоративного предмета, что с успехом демонстрируют удивительные миниатюрные витражи, которыми декорирована одна из стен в прихожей.
В яркой цветовой гамме решены и «мокрые зоны»: радикальное сочетание красно-белой плитки и сантехники из алого стекла предложено для хозяйской ванной комнаты и чуть более сдержанные оттенки в гостевом санузле.
Совершенно в иной стилистике исполнена приватная часть квартиры. Здесь в отличие от общественной зоны нет сложных пространственных построений, а эффектный вид достигается преимущественно декораторскими средствами. Спальня больше всего напоминает будуар времен Людовика XIV, где основное внимание приковано к помпезной барочной кровати с резной спинкой, обитой бархатом и украшенной позолотой. Она укрыта покрывалами из натурального простеганного бархата, расшитого шелка и блестящего атласа. Из этих же тканей выполнены и шикарные портьеры, обрамляющие окна. Они перекликаются с едва уловимым деликатным рисунком текстильных обоев, а по цвету совпадают с оттенком половой доски из розового дерева. «Подбирая отделочные материалы и текстиль для спальни, мы искали такие, чтобы они были приятны на ощупь. Эстетичная фактура куда больше говорит о качестве материала (а значит и жизни), чем его внушительная стоимость», — отмечает автор проекта. И правда, прикоснуться здесь хочется ко всему!
Работая над дизайном детской, автор проекта вместе с заказчицей представляли себе ее хозяйку, как этакую Алису в стране чудес: умную, ироничную и необыкновенно романтичную девочку. Потому вместо традиционного розового, они взяли лиловый цвет и получили необыкновенно нежный, но без приторности, интерьер, каждый элемент которого — не гламурная деталь, а очередной прием хитроумный игры. Так фигурная отделка окна (вынужденная мера для маскировки конструктивного выступа) — намек на волшебную страну, в которой реальность накладывается на вымышленный мир. Выкрашенная в сливочно-белый цвет мебель (между прочим, отечественного производства!) с лепным декором — идеальный антураж дома крошки Сони. Цветочный рельеф обоев под покраску напоминает сказочную поляну, где того и гляди появится чеширский кот, а мерцающие на люстре и в складках штор бусины — волшебные фрукты, съев которые в миг вырастишь или уменьшишься. Полы детской покрыты тем же паркетом из выбеленного дуба, что и в гостиной, но благодаря лиловому цвету стен он бликует и выглядит куда более колоритно.
При всей своей декоративности квартира чрезвычайно функциональна и эргономична. Например, проблем распространения пищевых запахов, с которыми сталкиваются многие обладатели гостиной, объединенной с кухней, удалось избежать благодаря правильному техническому оснащению рабочей кухонной зоны. Во-первых, над плитой была смонтирована мощная вытяжка (не путать с приборами, просто улавливающими запах), которая соединяется с воздуховодом, что обеспечивает естественный отток запахов; а во-вторых, установлен дополнительный кондиционер. Чтобы обеспечить хозяйке максимальное удобство, предпочтение было отдано встроенной технике и кухонному гарнитуру с большим количеством всевозможных выдвижных элементов. Все в квартире выполнено мастерски, качественно, с иголочки: деревянные детали пригнаны до миллиметра, полукруглые конструкции обрамлены плинтусами такой же конфигурации, сделанными на заказ, а в зоне подиума батареи «утоплены» в пол.
Особое внимание уделено световому оформлению, которое является залогом уюта в квартире. Соавторы старались заложить как можно больше разнообразных световых сценариев: приватное, праздничное, вечернее, верхнее, нижнее, декоративное… Здесь есть и галогенные светильники, и люминесцентное освещение, и всевозможные точечные подсветки подиума, ниш, полок… Вместе с переливающимися поверхностями стен, красочными витражами, эффектной мебелью и колоритными восточными деталями они и создают ощущение яркого, солнечного и необыкновенно радостного интерьера.
|